-
Нормативная правовая база СХМП-2021, сформированная на федеральном, региональном и полевом уровнях.
Основополагающим нормативным правовым документом для проведения сельскохозяйственной переписи является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи».
С изменениями и дополнениями от 1 декабря 2014 г. № 411-ФЗ, которые касаются того, что необходимо проводить сельскохозяйственные микропереписи не позднее чем через пять лет после очередной широкомасштабной ревизии АПК. В 2021 году будет проведена первая сельскохозяйственная микроперепись.
В связи с этим Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.08.2020 №1315 «Об организации сельскохозяйственной микропереписи 2021 года», согласно которому на территории Российской Федерации с 1 по 30 августа 2021 г. будет проводиться федеральное статистическое наблюдение в отношении отдельных объектов сельхозяйственной переписи на основе выборки.
Региональная нормативная база представлена постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2020 № 26, создана комиссия по подготовке и проведению сельскохозяйственной микропереписи 2021 года при Правительстве Ростовской области.
Аналогичные нормативно-правовые акты сформированы во всех муниципальных районах Ростовской области.
-
Цели сельскохозяйственной микропереписи 2021 года
Целями сельскохозяйственной микропереписи 2021 года являются:
1. получение официальной статистической информации о произошедших структурных изменениях в сельском хозяйстве;
2. получение сведений по категориям сельхозпроизводителей, которые в межпереписной период наблюдаются выборочно или по которым наблюдение не проводится;
3. корректировка коэффициентов досчета необследуемой части хозяйств населения в межпереписной период.
4. разработка прогноза развития сельского хозяйства;
5. разработка мер экономического воздействия на повышение эффективности сельскохозяйственного производства;
6. актуализация генеральных совокупностей сельскохозяйственных производителей для повышения качества данных текущего статистического наблюдения в межпереписной период.
Необходимость проведения промежуточной ревизии сельского хозяйства, несмотря на то, что у органов государственной статистики имеются текущие данные, которые в агрегированном виде показывают итоги функционирования всех сельхозтоваропроизводителей, вызвана тем, что в 10-летний межпереписной период в сельскохозяйственном производстве происходят значительные структурные изменения, которые продолжаются ежегодно.
-
Программа сельскохозяйственной микропереписи 2021 года
-
Объекты сельскохозяйственной микропереписи 2021 года
-
Обеспечение конфиденциальности данных, полученных в ходе сельскохозяйственной микропереписи 2021 года
-
Информационно-разъяснительная работа в ходе подготовки и проведения сельскохозяйственной микропереписи 2021 года
Программа сельскохозяйственной микропереписи 2021 г. разрабатывалась в соответствии с Программой Всемирной сельскохозяйственной переписи ФАО ООН, а также с учетом опыта проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г.
Согласно рекомендациям ФАО ООН при разработке программы переписи был использован модульный подход, при котором программой предусматривается сбор ограниченного круга данных, необходимых для проведения международного сопоставления по ключевым показателям.
Опросник для всех категорий сельхозтоваропроизводителей включает следующие сведения:
а) Общая характеристика объекта переписи;
б) Площади сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений.
в) Поголовье сельскохозяйственных животных.
Кроме того, сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства дополнительно ответят на вопросы, касающиеся условий ведения хозяйственной деятельности, которые не предусмотрены в формах статнаблюдения.
Нашему государству важно знать, как строить кредитную политику, чтобы она была эффективна и доступна не только для крупных агрохолдингов, но и для субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» объектами сельскохозяйственной переписи определены юридические и физические лица, которые являются собственниками, пользователями, владельцами или арендаторами земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции, либо имеют сельскохозяйственных животных.
Сельскохозяйственные животные - используемые для производства животноводческой и иной сельскохозяйственной продукции скот, ценные пушные звери, кролики, птица, пчелы (статья 1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи»).
Объектами сельскохозяйственной микропереписи являются следующие категории производителей сельскохозяйственной продукции:
а) сельскохозяйственные организации, включая подсобные сельскохозяйственные предприятия несельскохозяйственных организаций;
б) крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели;
в) ЛПХ населения сельской местности – это наиболее многочисленная категория;
г) некоммерческие товарищества (садоводческие, огороднические и другие).
ЛПХ и ИЖС городской местности (251 тысяча) и населенные пункты с числом дворов менее 10 - не будут обследоваться микроперписью.
-
Методы сбора информации от респондентов.
Методы и способы сбора несколько отличаются от предыдущих крупномасштабных мероприятий.
Первая сельскохозяйственная микроперепись 2021 года пройдет на новом технологическом уровне. Переписчики, для проведения опроса ЛПХ населения сельской местности и интервьюирования председателей некоммерческих объединений граждан, будут использовать только планшетные компьютеры. Бумажный вариант опросника для этих категорий респондентов исключен.
Сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели смогут ответить на вопросы переписного листа следующими способами:
- через специализированных операторов связи;
- через систему web-сбора официального сайта Росстата;
-на переписном участке заполнить бумажный вариант переписного листа.
Гарантии защиты сведений об объектах микропереписи, содержащихся в переписных листах, электронных и иных документах переписи, определены в статье 12 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи».
Содержащиеся в переписных листах сведения об объектах микропереписи являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются в целях формирования соответствующих государственных информационных систем.
Обязанность не разглашать сведения об объектах микропереписи, являющиеся информацией ограниченного доступа и полученные в ходе проведения сельскохозяйственной микропереписи, предусматриваются договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор сведений об объектах микропереписи, либо в отношении должностных лиц нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Полученные в ходе переписи данные не будут содержать персональную информацию респондентов. Более того, при обработке данных будут удалены и конкретные населенные пункты. При публикации итогов переписи начальным уровнем обобщения данных будут муниципальные поселения, районы и субъекты Российской Федерации.
Цель информационно-разъяснительной работы:
1. информирование жителей Ростовской области о подготовке и проведении сельскохозяйственной микропереписи 2021 года, ее целях и задачах, сроках и методах проведения, вопросах, которые будут заданы в ходе микропереписи, безопасности участия в микропереписи;
2. формирование общего положительного настроя населения по отношению к сельскохозяйственной микропереписи 2021 года;
3. снятие опасений и минимизация возможных отказов от участия в сельскохозяйственной микропереписи, а также предоставление достоверных сведений;
4. понимание жителями Ростовской области важности итогов не только для разработки мер экономического воздействия на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и прогнозирования развития сельского хозяйства, но и того, что итоги микропереписи являются составной частью экономической и социально-демографической статистики, необходимой для комплексного отражения жизни населения, проживающего в сельской местности.
Опыт проведения двух Всероссийских сельскохозяйственных переписей показал, что для селян Дона характерна открытость в общении. Подавляющее большинство респондентов охотно отвечало на все вопросы переписных листов. Конечно, у отдельных респондентов возникали опасения, что данные сельскохозяйственной переписи будут использованы в фискальных целях.
Некоторые фермеры опасались, что перепись вскроет нарушения, связанные с арендой земли, незаконным использованием угодий («самозахватом»). Эти же опасения присутствовали у дачников, у владельцев личных подсобных хозяйств. Существовала боязнь вскрытия фактов нерационального использования крупных сельхозугодий, неэффективных арендных отношений.
В этой связи считаем необходимым акцентировать внимание на том, что перепись не имеет ничего общего с фискальными целями, перед ней ставятся только статистические задачи. Переписчики ни в коей мере не будут преследовать цель уличить кого-либо в каких-либо укрывательствах. Есть транспорт, сельхозорудия - хорошо, никто не спросит документы на них. Да и на земельный участок переписчики не будут спрашивать документы, если только респондент сам не захочет уточнить сведения, сверившись с юридическими бумагами.
Органам государственной статистики важно получить реальную картину, отражающую фактическую ситуацию в сельскохозяйственном производстве в целом по муниципальным образованиям и области, чтобы обеспечить органы власти этой информацией, для принятия эффективных управленческих решений.
8. При проведении информационно-разъяснительной работы среди сельхозтоваропроизводителей необходимо упомянуть о принимаемых мерах, направленных на комплексное развитие сельских территории.
Так, по итогам первой Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года на государственном уровне была принята программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», которая способствовала повышению конкурентоспособности Российской сельскохозяйственной продукции путем ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства. В дальнейшем была утверждена аналогичная программа на период с 2013 до 2020 года, позволившая развиваться сельскому хозяйству не только прогрессивно, но и рационально при финансовой поддержке государства. Государственные субсидии были направлены на развитие растениеводческой отрасли и мясо-молочного скотоводства, инфраструктуры и логистики.
После подведения итогов второй сельскохозяйственной переписи 2016 года, стало понятно, что за 10 лет произошли колоссальные изменения прежде всего в институциональной структуре.
Продолжился процесс концентрации земли в наиболее крупных хозяйствах. Эта тенденция характерна как для сельскохозяйственных организаций, так и для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Несмотря на то, что общее число организаций и фермеров сократилось, объёмы производства в целом и у тех, и у других увеличились за счёт их укрупнения.
Так средний размер площади сельхозугодий на одно хозяйство увеличился по сравнению с переписью 2006 года. Если в 2006 году на одну сельхозорганизацию приходилось 2,6 тыс. гектаров, то в 2016 году – 3,4 тыс. гектаров. В среднем одно фермерское хозяйство в 2006 году имело 122,9 га, а в 2016 году – 314,6 га.
Доля сельскохозяйственных организаций, осуществлявших сельскохозяйственную деятельность, снизилась с 85,3% до 81,5%; И наоборот, выросла доля крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – с 74% до 87,6%. Это свидетельствует о том, что в нашей области более быстрыми темпами идет развитие мелкотоварного сектора.
Доля хозяйств населения снизилась с 92,1% до 85,2%. То есть, совсем небольшие, личные подсобные хозяйства в донском сельхозтоварообороте участвовать почти перестали, они становятся всё более рекреационными, и всё меньше производят товарной сельхозпродукции. Эта тенденция характерна и для России в целом.
Так как результаты сельскохозяйственной переписи 2016 года являются важнейшим инструментом для принятия управленческих решений в области сельского хозяйства, на государственном уровне была разработана программа «Комплексного развития сельских территорий»