Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура сообщает об ответственности за несоблюдение требований при обращении с отходами

За несоблюдение требований законодательства в области обращения с отходами предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Административная ответственность наступает за нарушение правил обращения с отходами, предусмотренных законодательством.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ, нарушение требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Кроме того, статья 8.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за сокрытие или искажение экологической информации, в том числе о состоянии окружающей среды и об обращении с отходами. За это правонарушение также предусмотрен штраф.

Уголовная ответственность наступает в случае причинения вреда здоровью человека или окружающей среде в результате нарушения правил обращения с опасными отходами (статья 247 УК РФ).

За указанное преступление предусмотрено наказание в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ или лишения свободы на срок до двух лет. Если же нарушение повлекло смерть человека или массовое заболевание людей, то наказание ужесточается вплоть до лишения свободы на срок до восьми лет.

Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате несоблюдения требований при обращении с отходами.

Согласно статье 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме.

Помощник Ростовского межрайонного природоохранного прокурора юрист 3 класса А.П. Ярошенко

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура сообщает о плане мероприятий по охране окружающей среды

В соответствии со ст. 67.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.

План включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

В План включаются следующие мероприятия:

внедрение НДТ;

проектирование, строительство, реконструкция: систем оборотного и бессточного водоснабжения; канализации, канализационных сетей, очистных сооружений; установок по улавливанию, утилизации, термической обработке загрязняющих веществ;

установка: оборудования по улучшению режимов сжигания топлива; по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов;

установка систем автоматического контроля, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод, загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух;

по наблюдению за состоянием окружающей среды.

Срок реализации плана мероприятий по охране окружающей среды не может превышать 7 лет и не подлежит продлению. 

Помощник Ростовского межрайонного природоохранного прокурора юрист 3 класса А.П. Ярошенко

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура сообщает об изменениях в правила создания и ведения реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Внесены изменения в правила создания и ведения реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую (далее – НВОС) согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.08.2024 № 1051.

До 31 декабря 2027 года включительно приостановлено действие нормы о публичности сведений, касающихся объектов НВОС, в части отдельных данных.

Теперь на сайте Росприроднадзора в открытом доступе не размещаются:

сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта НВОС, включая дополнительные данные (кадастровый номер земельного участка, код территории по ОКТМО и др.);

информация о консервации, ликвидации объекта НВОС, об изменении его места нахождения, о замене юрлица или ИП, эксплуатирующих объект;

дополнительные данные по стационарным источникам вредных выбросов в атмосферу и по источникам сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (местоположение, а также уровень, объем, масса выбросов или сбросов по каждому источнику);

сведения о размещении отходов производства и потребления;

информация о выбросах парниковых газов, являющихся одновременно загрязняющими или озоноразрушающими веществами, которая содержится в реестре выбросов парниковых газов.

Постановление вступило в силу с 9 августа 2024 года и будет действовать до 31 декабря 2027 года. 

Помощник Ростовского межрайонного природоохранного прокурора юрист 3 класса А.П. Ярошенко

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура сообщает о порядке согласования нормативов образования отходов

С 1 марта 2025 года изменился порядок согласования нормативов образования отходов согласно Федеральному закону от 08.08.2024 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Введена новая схема согласования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) по ряду объектов. Определено, когда не нужно переоформлять комплексное экологическое разрешение (КЭР).

Тем, кто ведет деятельность на объектах НВОС I категории или II категории (в случае получения на них КЭР), не потребуется отдельно согласовывать НООЛР. Такие нормативы установят в КЭР по правилам, которые определит Минприроды.

В связи с этим с 1 марта 2025 года:

не придется уплачивать отдельно госпошлину за выдачу документа об утверждении НООЛР;

в заявке на КЭР понадобится указывать не только обоснование НООЛР (как сейчас), но и сами нормативы. 

Помощник Ростовского межрайонного природоохранного прокурора юрист 3 класса А.П. Ярошенко